Добро пожаловать на сайт школы № 45 города Тюмени!

наша почта:

school45_tmn@mail.ru

Опросы

Как Вы относитесь к введению школьной формы?

Синдром третьей четверти

04.03.2014

 

Усталость третьей четверти.

 

   В третьей четверти сил у школьников не так много. Сказывается нехватка витаминов и солнечного света, усталость от нескольких месяцев учёбы.   У специалистов существует термин «синдром третьей четверти», характеризующий состояние школьников в этот период.

  Думаю, что многие обращали  внимание на то, как солнце влияет на настроение и самочувствие? Замечена связь между нехваткой солнца и проявляемой апатией, раздражительностью, отсутствием стремления жить активной жизнью, сонливостью. У многих школьников зимой падает успеваемость, обостряются хронические заболевания.

 Родители могут оценить, подвержен ли ребёнок  данному явлению, ответив на следующие вопросы. Отвечая, можно использовать варианты «да», «нет», «не знаю».

1. Ваш ребенок при выполнении письменных домашних заданий резко начал допускать глупые ошибки?

2. Ваш ребенок ложится спать значительно раньше, чем прежде?

3. Ваш ребенок стал жаловаться на частые головные боли, особенно, во второй половине дня?

4. Ваш ребенок стал плаксив и вял?

5. Ваш ребенок стал замкнут, подолгу сидит погруженный в свои мысли, ничего не делая или бессмысленно перекладывая предметы?

6. Ваш ребенок резко начал делать уроки быстро и не в полную силу (чтобы отстали) или вовсе не садится за задания?

7. Характер Вашего ребенка сильно испортился: он хамит, дерзит, сильно обижается на критику?

8. Ваш ребенок стал хуже реагировать на обращения к нему и часто как будто не слышит Вас?

9. Ваш ребенок стал рисовать, в основном, в темных тонах?

10. Ваш ребенок стал чаще болеть?

11. У Вашего ребенка появились синяки под глазами?

12. Ваш ребенок начал сидеть на стуле только в одной позе: одна нога под себя, голова опирается на руку?

13. Ваш ребенок стал часто менять почерк при письме?

14. Ваш ребенок стал прогуливать уроки?

  Интерпретация: за все «да» - 3 очка, за все «нет» - 0 очков, за все «не знаю» - 1 очко. Если Вы набрали меньше 7 очков – не беспокойтесь, у Вашего ребенка просто временная усталость. Если диапазон количества Ваших очков – от 7 до 14 – можно говорить об усталости Вашего школьника и необходимости частично снизить к нему требования.

Количество очков от 14 до 41 говорит о том,  ребёнок нуждается в помощи, возможно, его усталость больше той, что он сейчас может выдержать.  

  Но с переутомлением можно бороться.  Для этого нужно придерживаться следующих принципов.

1. В предыдущих статьях мы уже упоминали, что физическая активность является первым средством стрессоустойчивости. Физкультура будет полезна и сейчас.

  Занятия спортом способствуют выработке адреналина (гормона стресса, который в малых количествах необходим всем людям) и серотонина (гормона радости, который вырабатывается под действием солнца).
Современные дети нуждаются в двигательной активности. Подростки подолгу просиживают за компьютером, мало времени проводят на свежем воздухе. Если Ваш ребёнок захочет посещать секцию, не противьтесь. Пусть он не станет чемпионом, но будет здоровым.

2. Следите за тем, чтобы ребёнок достаточно времени находился на свежем воздухе  (2-2,5 часа). Думаю, если Вы составите ему компанию, будет ещё лучше. Замечательно, если последняя прогулка будет происходить прямо перед сном. Во время прогулки помечтайте вместе, обсудите какие-то отвлеченные темы.

3. Обеспечьте «разумное»  меню.

  Во–первых, не должно быть изнуряющих диет и голодовок. Во-вторых, меню должно быть сбалансированным и содержать минимум консервантов и канцерогенов. Кормите ребенка рыбой, нежирным мясом, морепродуктами, орехами, творогом, курагой, оливковым маслом и другими продуктами, стимулирующими мозговую деятельность. Кроме того, есть особая группа продуктов, поднимающих настроение. Это шоколад, шпинат, бразильские орехи, рыба, индейка. Все они содержат аминокислоту триптофан, которая способствует выработке серотонина.
А вот сладостями слишком увлекаться не стоит. Рафинированный сахар в организме быстро расщепляется на глюкозу и фруктозу. В результате настроение быстро поднимается, но также быстро падает. Дольше могут поддерживать ощущение радости продукты, содержащие «защищенные» сахара: яблоки, груши, персики, виноград, апельсины, мандарины.

Количество жидкости должно быть достаточным. Ребенку необходимо выпивать не менее 2 литров жидкости в день (в жару больше). От газировки и   кофе ребёнку лучше отказаться.   А какао   даёт энергию надолго, снимает стресс, успокаивает, утоляет голод и восстанавливает силы.

4. Отрегулируйте режим труда и отдыха.

Ребёнку необходим полноценный своевременный сон (не менее 8 часов). Пересмотрите распорядок дня, может от чего-то можно отказаться. Предоставьте школьнику хотя бы час в день, чтобы он смог  спокойно   побыть в одиночестве.

  При  выполнении домашнего задания приучите делать перерывы, во время которых 3-5 минут надо полежать с закрытыми залами на твёрдой поверхности.

Ограничьте пребывание за компьютером! Если вы сможете это сделать, ребёнок будет защищён от переизбытка информации и эмоций, не попадёт в компьютерную зависимость.

Запретите   выполнять несколько дел одновременно на постоянной основе. Например,   одновременно делать уроки, слушать музыку, говорить по телефону и   смотреть телевизор. Такая обстановка ведёт к сильному информационному стрессу и истощению нервной системы, способствует появлению «рваного» внимания.  

5. Обеспечьте индивидуальное внимание.

  Искренне интересуйтесь обо всём, что связано с Вашим ребёнком. Не ограничивайтесь шаблонными однозначными вопросами про учёбу. Чаще говорите по душам. Проводите время вместе, сделайте традиционными совместные мероприятия.

7. Используйте цветотерапию и ароматерапию.

Хотя это не панацея, но  в комплексе с другими мероприятиями, может быть полезна.

Не игнорируйте влияние цвета на   настроение, вспомните, как меняется состояние, когда в мае появляется первая зелень. Для борьбы со стрессом  могут помочь даже разноцветные фрукты, входящие в меню. Пригодится и цветная посуда.    

Если в семье есть школьник, которому трудно сосредоточиться на уроках, рабочий уголок в его комнате стоит оформить в желтых тонах. Уместно присутствие желтого на кухне,  этот цвет известен своей способностью повышать аппетит. Красный поможет  преодолеть упадок сил, стать более уверенным,  активным, но увлекать этим цветом нельзя. Синий способствует снижению импульсивности и подходит людям, которые любят правду. Голубой – помощник в переговорах. Фиолетовый обеспечивает духовное развитие, настраивает на волну любви и прощения. Оранжевый позволяет почувствовать себя свободнее. С помощью зелёного можно стать терпимее к себе и другим.

Восстановить силы  помогут   эфирное масло базилика, мяты, нероли, иланг-иланга, имбиря, гвоздики, можжевельника, мелиссы, мирта, вербены.  

 

Главное, постарайтесь окружить ребёнка заботой и любовью. Даже если Вам кажется, что он этого не заслуживает. Ваша задача – направить своего школьника в правильное русло и помочь ему самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации.

 

 

 

 

 Подготовила педагог-психолог МАОУ СОШ №45 города Тюмени Харлова Н.Н.

 

 

 

 

 

← Назад Вперед →

Фотогалерея