Родителям на заметку
Если ребёнок ворует
Детское воровство – проблема не из приятных, она волнует и пугает родителей. Эту проблему можно решить, если найти причины воровства. Надо знать, что причины воровства у каждого возраста могут отличаться.
Воровство у дошкольников может быть вызвано сильным, необузданным желанием владеть чем-либо. Или малыш хочет сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям), а может, желает привлечь внимание или отомстить кому-либо. Поэтому у дошкольников надо привить понимание того, что воровство- это плохо и чужие вещи брать нельзя.
В 6-7 лет ребёнку уже небезразлично его место в группе сверстников, и он способен сознательно и целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы. Например, для привлечения внимания сверстников ребенок может, взяв деньги, купить что-то для ребят, получив то внимание и признание, которого он так хотел. В этом случае у родителей с ребёнком должен состояться разговор о недопустимости воровства и понятии "собственность". Но главное работать с причиной – с несформированность навыков общения, низкая самооценка. Также стоит обсудить тему "дружба", поговорить о том, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать и т.д. – всё это нужно объяснять своему ребёнку, а если понадобится, то проиграть с ним соответствующие ситуации.
У детей 8 -11 лет воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое "хочу!" самому себе твёрдо сказать "нет!". Основная рекомендация в данном случае следующая: никогда не делайте за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Еще полезно предлагать ребенку самому ставить цели и достигать их. Начните с краткосрочных целей: куда пойдем? что сегодня сделаешь? И не меняйте его программу, позвольте ребёнку её реализовать. Это самое ценное качество человека: умение самому поставить себе цель и выполнить ее.
У подростка (12-15 лет) воровство -уже осознанный шаг, а может и вредная привычка. Но это не значит, что подросток – конченый человек. Нельзя оставлять подобные поступки своих детей без внимания. Мотивы воровства в этом возрасте самые разные. Нередки случаи, когда подростков силой или хитростью втягивают в порочный круг, есть воровство "на спор". А может, у ребёнка нет самого необходимого? И это не только продукты питания, для подростков особо важно иметь в гардеробе нестыдные вещи, которые не будут показателем того, что он чем-то хуже других. Воровство может осуществляться для поддержания статуса в группе.
Что делать, если ребёнок своровал?
- четко высказать отрицательную оценку действиям ребёнка (действиям, а не личности!) с конкретным запретом на воровство.
- рассказать о переживаниях и чувствах человека, лишившегося данной вещи. При этом надо удержаться от ярлыков (типа "воришка"). Это нельзя делать, иначе, ребёнок поверит: мама говорит – значит, я действительно такой!
- не обсуждать возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребёнка. Золотое правило воспитания гласит: ругай наедине, хвали - при всех.
- не сравнивайте его с другими детьми или с собой в детстве, не добивайтесь того, чтобы он чувствовал себя пристыженным и подавленным ("Мне стыдно за тебя", "Никому из родителей не приходится так краснеть", "Мой сын не мог так поступить" и т. п.);
- не устраивайте судилище, иначе он будет скрывать от вас все;
- не обращайтесь к ребенку с риторическими вопросами типа "Как ты мог?" - это совершенно бесполезно и даже вредно.
- не возвращайтесь к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим вы только закрепите данный поступок в сознании ребёнка, не напоминайте о случившемся, если другие проступки, не имеют отношения к кражам.
Помните о том, что воровство может быть реакцией на семейное неблагополучие, ошибки в системе воспитания. Например, если родители
· непоследовательны в воспитании: в одной ситуации ребёнка наказывают, а в другой - "закрывают глаза" на проступок или грозились наказать, но не наказали;
· не согласовали друг с другом требования (папа разрешает, а мама запрещает);
· когда присутствует"двойная мораль" (например, родители внушают ребёнку, "что брать чужое нельзя", а сами приносят что-то с работы )
· считают ребёнка "кумиром семьи" и дети, в коллективе сверстников, продолжают вести себя так же, они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя
· чрезмерно контролируют ребёнка. При этом одни дети занимают активную "оборонительную" позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. А другие действуют скрытно, продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.
Вера в своего ребенка, в то, что он хочет и может быть лучше, спасёт его. Удачи!