Добро пожаловать на сайт школы № 45 города Тюмени!

наша почта:

school45_tmn@mail.ru

Опросы

Как Вы относитесь к введению школьной формы?

Урок русского языка в 5 классе

04.03.2014

Конспект урока по русскому языку в 5 кл. по УМК В.В.Бабайцевой.

Учитель русского языка и литературы Попова Ирина Викторовна.

Тема: Чередование гласных в корнях –кас-; -кос-.

Вид урока: урок освоения новых знаний.

Цели урока:

1) Образовательные:

Формировать навык правописания  О-А в корнях –кас-,  -кос-.

Отработать алгоритм выбора гласных в данных корнях.

Научить формулировать правило.

2) Развивающие:

Развивать память, воображение, речь.

Развивать орфографическую зоркость.

3) Воспитательная:

Воспитывать любовь и интерес к русскому языку.

Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята! Очень рада нашей встрече. В тетрадях запишем число, тему урока. Сегодня мы с вами продолжим разговор о чередовании в корнях.

  Опрос ( Кто больше даст правильных ответов, получает жетон).

  1. Как называется значимая часть слова?    (Морфема)
  2. Как называется главная значимая часть слова?   (Корень)
  3. Слова, имеющие одинаковый корень, называются…     (Однокоренными)
  4. Как правильно найти и выделить корень?   (Путём подбора однокоренных слов)
  5. Часть слова без окончания.     (Основа)
  6. Как называется морфема, стоящая перед корнем  и образующая слова?  (Приставка)
  7. Где может происходить чередование? (В приставках, корнях, суффиксах)

   Молодцы! А сейчас посмотрите на доску. Спишите данные пары слов, вставляя пропущенные буквы и  выделяя морфему, в которой происходит чередование и рядом в скобках запишите буквы, которые чередуются:

Загар – заг..реть, подг…ню – подогнать, круж…к – кружки, з…ря – зорька.

  Данные слова распределите в две колонки: в первую запишем слова с проверяемой безударной гласной А-О в корне слова, во вторую колонку слова с чередующимися гласными А-О в корне.

    Г…релки, просл…вление, укр…шать, з…рница, тв…рец, разд…вать,  п…левой, тв…рчество, оз…рение, др…жать , сп…ртсмен, накл…нился.

Физминутка «СОВА»

(Машем ручками)

Совушка, сова,

Большая голова,

Летела, летела

На пенёчек села.

(Приседаем)

Глазками морг-морг.

(Моргаем глазками)

Ножками топ-топ.

(Топаем ножками)

Головой повертела-повертела

И дальше полетела.

(Вертим головой, а потом машем руками).

Объяснение нового материала.

               ОРФОГРАММА буквы А-О в корнях с чередованием  -КАС- - -КОС-

ПрикАсаться- прикОсновение ( А//О)

КАсание -  неукОснительный  (А//О)

Алгоритм: в корне пишем А , если за корнем следует  суффикс А.

Замените одним словом данные значения, запишите в тетрадь, обозначая и графически объясняя выбор гласной в корне.

  1. Дотрагиваться до кого- чего-нибудь. ( касаться).
  2. В математике: прямая, имеющая общую точку с кривой и не пересекающая её вблизи этой точки (касательная).
  3. Дотронуться слегка (прикоснуться).
  4. Смотреть искоса, сбоку (коситься).
  5. Срезать косой (косить).

Запишите пословицы народов разных стран. Объясните смысл, найдите и подчеркните слова с корнями –КАС-- -КОС-. Объясните правописание.

Коснёшься котла - измажешься, коснёшься зла- намаешься. (Татарская). Одно сердце к другому прикасается. (Чешская).

Выполнить упр.№ 570.

Вывод по уроку. Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо поработали, много успели сделать.

Д/з: Параграф 28 (2), упр. 571.

← Назад Вперед →

Фотогалерея