Конспект урока по русскому языку в 5 кл. по УМК В.В.Бабайцевой.
Учитель русского языка и литературы Попова Ирина Викторовна.
Тема: Чередование гласных в корнях –кас-; -кос-.
Вид урока: урок освоения новых знаний.
Цели урока:
1) Образовательные:
Формировать навык правописания О-А в корнях –кас-, -кос-.
Отработать алгоритм выбора гласных в данных корнях.
Научить формулировать правило.
2) Развивающие:
Развивать память, воображение, речь.
Развивать орфографическую зоркость.
3) Воспитательная:
Воспитывать любовь и интерес к русскому языку.
Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята! Очень рада нашей встрече. В тетрадях запишем число, тему урока. Сегодня мы с вами продолжим разговор о чередовании в корнях.
Опрос ( Кто больше даст правильных ответов, получает жетон).
- Как называется значимая часть слова? (Морфема)
- Как называется главная значимая часть слова? (Корень)
- Слова, имеющие одинаковый корень, называются… (Однокоренными)
- Как правильно найти и выделить корень? (Путём подбора однокоренных слов)
- Часть слова без окончания. (Основа)
- Как называется морфема, стоящая перед корнем и образующая слова? (Приставка)
- Где может происходить чередование? (В приставках, корнях, суффиксах)
Молодцы! А сейчас посмотрите на доску. Спишите данные пары слов, вставляя пропущенные буквы и выделяя морфему, в которой происходит чередование и рядом в скобках запишите буквы, которые чередуются:
Загар – заг..реть, подг…ню – подогнать, круж…к – кружки, з…ря – зорька.
Данные слова распределите в две колонки: в первую запишем слова с проверяемой безударной гласной А-О в корне слова, во вторую колонку слова с чередующимися гласными А-О в корне.
Г…релки, просл…вление, укр…шать, з…рница, тв…рец, разд…вать, п…левой, тв…рчество, оз…рение, др…жать , сп…ртсмен, накл…нился.
Физминутка «СОВА»
(Машем ручками)
Совушка, сова,
Большая голова,
Летела, летела
На пенёчек села.
(Приседаем)
Глазками морг-морг.
(Моргаем глазками)
Ножками топ-топ.
(Топаем ножками)
Головой повертела-повертела
И дальше полетела.
(Вертим головой, а потом машем руками).
Объяснение нового материала.
ОРФОГРАММА буквы А-О в корнях с чередованием -КАС- - -КОС-
ПрикАсаться- прикОсновение ( А//О)
КАсание - неукОснительный (А//О)
Алгоритм: в корне пишем А , если за корнем следует суффикс А.
Замените одним словом данные значения, запишите в тетрадь, обозначая и графически объясняя выбор гласной в корне.
- Дотрагиваться до кого- чего-нибудь. ( касаться).
- В математике: прямая, имеющая общую точку с кривой и не пересекающая её вблизи этой точки (касательная).
- Дотронуться слегка (прикоснуться).
- Смотреть искоса, сбоку (коситься).
- Срезать косой (косить).
Запишите пословицы народов разных стран. Объясните смысл, найдите и подчеркните слова с корнями –КАС-- -КОС-. Объясните правописание.
Коснёшься котла - измажешься, коснёшься зла- намаешься. (Татарская). Одно сердце к другому прикасается. (Чешская).
Выполнить упр.№ 570.
Вывод по уроку. Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо поработали, много успели сделать.
Д/з: Параграф 28 (2), упр. 571.