Добро пожаловать на сайт школы № 45 города Тюмени!

наша почта:

school45_tmn@mail.ru

Опросы

Как Вы относитесь к введению школьной формы?

Программа "Воспитание личности"

05.03.2014

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Полное название программы

«Воспитание  личности в образовательном пространстве школы № 45»

Адресат

Обучающиеся, педагоги, родители

Срок реализации программы

3 года

Цель программы

Создание условий  для воспитания духовно-нравственных, ценностных ориентаций, привитие навыков поведения на основе развития социальных и личностных компетентностей

Задачи

  1. Формировать  духовно- нравственные и гражданско – патриотические качества и культурные  ценности  у обучающихся, воспитывать  уважения  к  истории и культуре своего и других народов, побуждая к проявлению терпимости и понимания к различным социальным группам и личностным проявлениям.
  2. Организовать  психолого – педагогического  сопровождение  личностного и профессионального самоопределения обучающихся, через реализацию элективных курсов.
  3. Способствовать улучшению воспитания в семье, расширяя просветительскую деятельность по распространению педагогических знаний среди родителей и общественности;
  4. Формировать экологическую культуру, предполагающую ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью, формирование навыков здорового образа жизни;
  5. Расширять общественно- полезные     и социально – значимые практики для удовлетворения образовательных и воспитательных потребностей обучающихся и родителей школы;
  6. Внедрять и  использовать наиболее  эффективные  технологии и методики воспитания, способствующие индивидуальному и личностному росту обучающихся.
  7. Обогощать личностный опыт обучающихся, повышая интерес к жизни общества, активизируя желание быть конкурентносособным.

 

Краткое содержание программы

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную  на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, ориентированный на ценности демократического общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармоничное развитие личности ребёнка.

 

Ожидаемый результат

- будет  обновлена   открытая воспитательная система через развитие ресурсного или сетевого  взаимодействия образовательных учреждений разных типов;

- будет повышен уровень готовности обучающихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции с 65% до 80%;

-  будут созданы широкие возможности  для самореализации учителей и  обучающихся через участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях;
- будет повышен уровень воспитанности и социализированности  школьников;
- будут усовершенствованы формы работы с родителями;

- произойдёт снижение роста негативных явлений в детской среде;

- будет увеличено в среднем на 25 % количество участников и победителей предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей разных уровней;

- будут внедрены в образовательный процесс новые технологии (проектная, исследовательская), позволяющие реализовать идеи компетентностного подхода;

- будет обновлена здоровьесберегающая программа  по оздоровлению;
- будет усовершенствована материально-техническая база для занятий физкультурой и спортом;
- будут усовершенствованы формы ученического самоуправления;
- повысится в целом информационно-коммуникационная и социальная компетентность обучающихся;
- будет расширена сфера и перечень реализуемых общедоступных дополнительных образовательных услуг, оказываемых школой и образовательными учреждениями дополнительного образования;
- процент охвата  обучающихся дополнительным образованием будет составлять 100% ;
- процент выпускников, осознанно поступающих в профессиональные учебные заведения в соответствии  со своими интересами, склонностями, возможностями и своей будущей профессиональной карьерой увеличится до 95 %;

-будет реализация классных комплексных образовательных программ, проектов в рамках общей программы внеучебной деятельности;

- будет создана эффективная система психолого – педагогического сопровождения допрофильной, предпрофильной и профильной подготовки одарённых детей;

- будет выстраивание образовательного процесса с учётом стандартов второго поколения;

-произойдёт  увеличение  обучающихся, владеющих     разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, широким кругозором.

-увеличение участников творческих, интеллектуальных конкурсов школьного, городского, областного уровня.

-повышение уровня нравственной культуры и толерантности.

 

Название организации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 45 города Тюмени

 

Почтовый адрес учреждения, телефон

625059 г.Тюмень, ул. Мелиораторов, 15,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               E-mail: buch_45@pochta.ru

тел: (3452) 47-93-87, факс: 47-93-87

 

ФИО руководителя учреждения

Шаврина Татьяна Николаевна

ФИО автора программы

Куликова Светлана Викторовна

Финансовое обеспечение программы

 

 

 

 Пояснительная записка.

 

Программа воспитания школы основана на успехах и проблемах, которые были выявлены в ходе реализации программы  «Личность. Гражданин» (2008-2010 г.).

Одна из проблем – это контингент обучающихся нашей школы. 

Из  656  обучающихся  нашей школы – 118 детей из неполных семей,  84  из многодетных, детей из малообеспеченных семей -126, 2 – ребёнка инвалида, 10 обучающихся состоят на разных видах учёта, есть 8 семей, где воспитанием детей родители не занимаются, эти дети предоставлены сами себе.

  Ещё одна проблема – недостаточное развитие духовных и нравственных качеств личности в среднем звене, кроме этого  наблюдается  снижение уровня здоровья у школьников.

Следующая проблема – ценностные ориентиры сформированы недостаточно:

обучающиеся лояльно относятся к представителям преступных сообществ, асоциальным явлениям, деструктивным субкультурам.

К проблеме мы относим: преобладание материальной заинтересованности над другими ценностями.

Кроме того,  в нашем  социуме находится   ограниченное  количество  культурных, досуговых центров, в которых дети могут реализовать свои возможности  и потребности, развивать свои творческие способности.  Соответственно, школа должна взять на себя основные функции по развитию и воспитанию духовно-нравственной личности. Для решения данных проблем  в школе создана достаточная материальная база, развиты различные социокультурные практики, позволяющие реализовать свои возможности и развить основные качества личности. 

Кадровый состав:  в педагогическом коллективе работают 29  педагогов, из них 24 классных руководителей,  31% с высшей категорией. Для повышения методического потенциала воспитательного процесса ежемесячно проводятся семинары, совещания, открытые уроки, классные мероприятия, КТД.

Проведённый мониторинг среди  педагогического коллектива   позволил сделать вывод, что классные руководители, педагоги  имеют  высокий и средний уровень профессионализма, и они способны осуществлять воспитание и обучение на современном уровне.

В результате реализации программы воспитания «Личность. Гражданин» были достигнуты положительные результаты  как в воспитательной, так и в учебной работе.

За последние три года в школе произошло увеличение качества сдачи ЕГЭ по русскому языку,  математике, обществознанию, физике, истории

 Наши  школьники принимают  участие:

-  в  научно – практической конференции, где занимают  призовые  места: 1   место в городской,  4 место в областной научно-практической  конференции;

-  в городских конкурсах: 1 места в конкурсе графического рисунка и в конкурсе Интернет-проектов; 1 и 2 места в конкурсе «Безопасное колесо»;

 

Школьники ежегодно принимают участие во всех олимпиадах по основным учебным предметам, в прошлом    учебном году заняли в городском туре олимпиад 4 место по биологии, 6 место по географии, 6 место по обществознанию. Обучающиеся  школы  являются постоянными участниками городских, областных и всероссийских конкурсов рисунков, проектов.

Родители отмечают, что педагоги дают нашему ребёнку глубокие и прочные знания, ежегодно 60-70% выпускников поступают в Вузы, из них 50-60% на бюджетные места, школа по – настоящему готовит  ребёнка к самостоятельной жизни.

Для развития воспитательной деятельности школа широко привлекает общественность, социум к взаимодействию и сотрудничеству.  Установлено  тесное партнёрство со многими предприятиями, учреждениями, которые предоставляют обучающимся различные социокультурные  и  социально- значимые  практики. Например,    на формирование  художественно – эстетических качеств личности, развитие здоровья  направлено социальное партнёрство с различными театрами, музеями, туристическими фирмами, спортивными  клубами.

Развитие познавательных, исследовательских, художественно – эстетических, поисковых  социокультурных значимых  практик мы видим через взаимодействие с библиотеками, клубами, летней  многопрофильной школой, музейным комплексом им.  В.Я. Словцова.

Благодаря работе кружка «Чудесники», «Музейное дело» активно развивается шефская работа: это шефство над детским садом № 144, ветеранами своего микрорайона, через которую формируются такие важные качества личности, как милосердие, доброта, терпимость, толерантность.

Организационно - деятельностные  и социально – значимые практики представлены работой секции  «Волейбол», «Шахматы», они  направлены  на улучшение работы по сохранению и укреплению  здоровья, расширению информационного пространства. Кружковая и секционная работа не только предоставляет различные социокультурные и социально – значимые  практики, но и помогает достичь положительных результатов.  Благодаря расширению досугового пространства  увеличилось количество занятых детей внеурочной деятельностью, сегодня это составляет 100% , а занятость детей позволила  снизить количество совершённых правонарушений и преступлений, а также увеличить занятость  досуговой деятельностью детей, стоящих на внутришкольном учёте.

Программа  «Личность. Гражданин», была успешно реализована. Однако на сегодняшний день в школе существует ряд проблем, которые решаются очень слабо:

  •  недостаточно эффективное   взаимодействие с родительской общественностью;
  • недостаточный  уровень использования современных воспитательных технологий и методик;
  • недостаточно  эффективная работа с одарёнными детьми.
  • недостаточное развитие духовных и нравственных качеств личности;
  • снижение уровня здоровья у школьников.
  •  ценностные ориентиры сформированы недостаточно.
  • увеличение количества детей с низким уровнем сознательной дисциплины;
  • появление всё большего количества детей, требующего особого внимания.

Анализ данных  проблем заставил нас создать  единую программу воспитания, которая бы интегрировала все основные направления предшествующих воспитательных программ. Приоритетным направлением в воспитании  является духовно –нравственное, здоровьесберегающее и гражданско –патриотическое  воспитание.  Сегодняшнее воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.

Основу составляет  национальный воспитательный идеал из концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности: современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

За  годы своего существования в школе создана воспитательная система, соединяющая в единый процесс две подсистемы – обучающую и воспитывающую, интегрируя, таким образом, все педагогические воздействия, идущие на ребенка, в целостный воспитательный процесс.

Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие самостоятельной и ответственной  личности ученика. Успешное решение задачи воспитания самостоятельности и ответственности личности в значительной степени определит  будущее школы,  станет  одним из важнейших  ресурсов для ее поступательного развития.

Воспитание духовно-нравственной, ценностно-ориентированной конкурентноспособной самостоятельной  личности, обладающей необходимым набором компетенций, умеющим быстро адаптироваться в  социуме.

Тема актуальна для нашей школы,  потому что она закономерно вытекает из логики  развития  нашей  воспитательной системы, направленной  на формирование активности участников образовательного процесса, создание собственной модели  воспитательной системы,  использование развивающих технологий в воспитывающей деятельности. Кроме того, развитие самостоятельной  деятельности обучающихся является ключевым фактором структуры развивающего урока, всех развивающих технологий.

Выделим следующие противоречия:

-между потребностью современного общества в активных, творческих, конкурентоспособных личностях и отсутствием теоретических разработок, практических методик и технологий воспитания самостоятельности в воспитывающей деятельности школы;

- между природными  потребностями  обучающихся в реализации собственного  потенциала, проявлении инициативности, самостоятельности и неготовностью учителей к педагогической поддержке в реализации этих возможностей;

- явное снижение эффективности воспитательного потенциала уроков, классных часов, внеурочных мероприятий и, как следствие, проблемы в некоторых классах в результативности обучения  и воспитания, и очевидная беспомощность некоторых учителей и   классных руководителей.

 Осознание этих противоречий позволило сформулировать   основную проблему, на решение которой будет направлена наша программа:

- найти пути, при которых процесс воспитания духовно-нравственной, ценностно-ориентированной,  конкурентноспособной самостоятельной  личности в школе будет  результативным, способствующим  повышению качества и эффективности всей учебно-воспитательной деятельности школы.

Таким образом, программа  «Воспитание  личности в образовательном пространстве школы № 45» является объективным звеном в инновационной деятельности школы,  она должна  наполнить новым содержанием сложившуюся воспитательную систему и позволит решить основные  проблемы  воспитания на современном этапе.

Воспитательный процесс строится через систему ключевых дел (День учителя, День знаний, Новогодний калейдоскоп, Последний звонок, Выпускной вечер), а так же формирующихся традиций образовательного учреждения (День рождения школы, «КВН», «Фестиваль национальных культур», «Ученик года»,  Класс года, конкурс «Смотр строя и песни», Посвящение в первоклассники, пятиклассники).

Воспитание рассматривается как равноценный компонент образования наравне с изучением основ наук и предполагает единство процесса во всех сферах деятельности. Поэтому для нашей школьной жизни более подходит термин воспитывающая деятельность.

 

 

 

Воспитывающая деятельность включает:

 

- целеполагание как систему  формирования ведущих интегративных качеств,  определяющую диагностику, содержание воспитательной деятельности, систему педагогических отношений и характер деятельности учащихся;

- содержание практической деятельности педагогов и учащихся (система разнообразных дел, поручений, заданий, традиций определяет социально- ценный жизненный опыт детей и духовную атмосферу школы );

- содержание просвещения в области культуры, педагогики, психологии, обеспечивающее развитие духовности ученика и его сознательное участие в воспитательном процессе;

- совокупность методов и форм, адекватных современным условиям (взаимосвязь индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитание);

- непрерывная педагогическая диагностика, постепенно переходящая в самодиагностику, самопознание (качества, которые надо сформировать у школьника, систематически отслеживаются и отражаются в картах воспитанности). Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей. При этом наше  образовательное  учреждение должно создавать  условия  для реализации разработанной собственной программы, обеспечивая духовно-нравственное, ценностно-ориентированное и гражданско – патриотическое развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс в  школе на воспитание ребенка в духе любви к Родине и  уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу общеобразовательной школы.

     Программа определяет стратегию развития системы воспитания школы, а программно-целевой подход обеспечит повышение качества, эффективность воспитания.
     Программа, как организационно-управленческий документ, разработана в соответствии с принципами партнёрства, целостности, саморазвития, сохранения социокультурных ценностей, отражает специфические территориальные условия и предлагает движение от общей цели к формированию и реализации конкретного плана действий.

 

Программа разработана  с учётом следующих нормативно-правовых документов и документов школы:

 

1. Конвенция о правах ребёнка.

2. Закон  РФ  «Об образовании».

3. Письмо Минобразования России «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении» от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13

4. Минимальный социальный стандарт Российской Федерации «Минимальный объём услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования».

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности Гражданина России.

6. Национальная стратегия развития образования  «Наша новая школа».

7. Закон РФ «Об утверждении федеральной программы развития образования в России».

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — Стандарт).

9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011- 2015 год».

10.  Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (проект)

11. Методические рекомендации по развитию допол­нительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16)

12. О повышении воспитательного потенциала обще­образовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Министерства образования Россий­ской Федерации от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/13)   

13. Методические рекомендации о расширении дея­тельности детских и молодёжных объединений в об­разовательных учреждениях (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 года № 101/28-16)      

 

 

 

 

Организаторы и партнёры  программы:

 

  1. Педагогический коллектив МАОУ СОШ № 45
  2. Управляющий совет
  3. Партнёры программы:
  4. Театры:  кукол и масок, драматический театр
  5. Кинотеатры «Мечта»
  6. Клуб «Орфей»,
  7. Туристическое  агенство «Тюменец»,
  8. Центр «Мария»
  9. ДК «Орфей»,
  10. Областная библиотека им. Д. И. Менделеева
  11. Музеи города
  12.  Орган самоуправления «БРАВО»
  13. Руководитель музея
  14. Библиотекарь
  15. Медицинский работник (поликлиника №8)

 

 

Участники программы

 

- дети г. Тюмени и Тюменской области от 6,5 до 18 лет

- педагогический коллектив

- родители

- партнёры  программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель программы.

 

Создание условий  для воспитания духовно-нравственных, ценностных ориентаций, привитие навыков поведения на основе развития социальных и личностных компетентностей

 

Из этой цели мы отобрали задачи, позволяющие поэтапно реализовать целевую установку и способствующие разрешению возникших проблем.

 

Задачи:

 

  1. Формировать  духовно- нравственные и гражданско – патриотические качества и культурные  ценности  у обучающихся, воспитывать  уважения  к  истории и культуре своего и других народов, побуждая к проявлению терпимости и понимания к различным социальным группам и личностным проявлениям.
  2. Организовать  психолого – педагогического  сопровождение  личностного и профессионального самоопределения обучающихся, через реализацию элективных курсов.
  3. Способствовать улучшению воспитания в семье, расширяя просветительскую деятельность по распространению педагогических знаний среди родителей и общественности;
  4. Формировать экологическую культуру, предполагающую ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью, формирование навыков здорового образа жизни;
  5. Расширять общественно- полезные     и социально – значимые практики для удовлетворения образовательных и воспитательных потребностей обучающихся и родителей школы;
  6.  Внедрять и  использовать наиболее  эффективные  технологии и методики воспитания, способствующие индивидуальному и личностному росту обучающихся.
  7. Обогащать личностный опыт обучающихся, повышая интерес к жизни общества, активизируя желание быть конкурентноспособным.

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы становления и развития  программы воспитания

 

1 этап – 2011-2012 гг. сентябрь-октябрь

 

-создание нормативно – правовой базы

- создание социального паспорта микрорайона

- кадровое обеспечение

- определение стратегии и тактики  деятельности

 

2 этап –  ноябрь  2011- 2016 гг.

 

- непосредственная реализация  программы  воспитания

- осуществление мониторинга воспитательной работы в   школе, микрорайоне

 - осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов

- апробация и использование в учебно – воспитательном процессе личностно – ориентированных технологий, приёмов, методов воспитания школьников, социальной и психолого – педагогической поддержки  личности  ребёнка в процессе  развития и раскрытия его индивидуальных особенностей

- создание базы социокультурных  практик  для обучающихся

 

3 этап – 2013 -2016 гг.

 

- анализ и коррекция    программы  воспитания

- обобщение и распространение передового опыта

- определение перспективных задач  дальнейшего  процесса воспитания в школе

- разработка методических рекомендаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание деятельности.

Концептуальные основы программы

На сегодняшний день отработаны критерии эффективности работы программы, которые представлены в виде основных качеств  личности, которые мы должны сформировать в процессе реализации программы:

Физически и духовно здоровая личность, обладающая инициативой, самостоятельностью, нравственностью, способная к саморазвитию, социально адаптированная к сложным ситуациям в жизни.

Структурным элементом воспитательного пространства школы является система внутренних и внешних условий, направленных на развитие, саморазвитие и самореализацию ученика как личности.

Внутренние условия:

  1. Ученическое самоуправление,  развитие  социокультурных, социально-значимых  практик
  2. Система работы классных руководителей, эффективность деятельности МО классных руководителей.
  3. Психологическое, индивидуальное  сопровождение
  4.  Построение образовательного пространства на основе интеграции обучения, развития и воспитания с приоритетом последнего
  5. Система    традиций школы
  6. Разнообразная досуговая   деятельность в школе
  7. Дополнительное образование

Внешние условия

Сотрудничество с социокультурными, образовательными и спортивными учреждениями города, в рамках которого  обучающиеся школы приобретают опыт взаимодействия с другими микросоциумами, обогащая тем самым свой внутренний мир, приобретая навыки коммуникации, определяя своё место в окружающем мире.

 Приоритетные проблемы и их структурирование

Исходя из поставленной цели, выдвигаются следующие группы задач, связанные с дальнейшим развитием школы.

1.  Кадры.

  • Повышение профессиональной компетентности классных руководителей по актуальным проблемам воспитания через курсовую  и межкурсовую переподготовку, семинары, мастер – классы и т.д.
  • Совершенствование  системы поощрения творчески активно работающих сотрудников.
  • Создание  комфортных  здоровьесберегающих  условий для повышения профессионального мастерства, через обеспечение оптимальной нагрузки, совершенствование методической работы.
  • Разработка и реализация  в  классных коллективах  программ воспитания, социальных проектов,  использование современных технологий, методик воспитания в образовательном процессе.

2.   Материально – техническая база.    Совершенствование  качества системы образования, через  оснащение  кабинетов   наглядными, раздаточными, дидактическими материалами.    Активное внедрение  ИКТ в учебно-воспитательный процесс.    Систематизация  работы методической службы, знакомство  учителей с новейшей литературой, методическими пособиями, разработками, технологиями.

3. Формирование физически здоровой личности.

  • Укрепление физического, психологического и духовного здоровья обучающихся, педагогов.
  • Поддержка вариативных дополнительных образовательных и досуговых программ, способствующих здоровому образу жизни.
  • Повышение  квалификации педагогических кадров школы по организации работы, связанной с оздоровлением  обучающихся.
  • Совершенствование  организации  питания школьников.
  • Координирование действий школы и семьи в организации различных форм работы по пропаганде здорового образа жизни, формированию стереотипов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
  • Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного       развития личности, для охраны здоровья и жизни детей.
  • Систематизация  работы  над творческим развитием личности, уровнем воспитанности и здоровьем обучающихся, обеспечение  индивидуальными программами развития.

4.  Оптимальная организация учебно-воспитательного процесса.

  • Совершенствование  учебных планов и программ  по предметам.
  • Развитие  взаимодействия  учебных дисциплин на основе межпредметных связей.
  • Создание наиболее благоприятных условий по удовлетворению потребностей личности в образовательной подготовке, получении знаний, необходимых для экономического и социального развития, а также индивидуального и культурного самовыражения личности в обществе.
  • Последовательная  ориентация на культуросообразность воспитания, призванная обеспечить формирование духовно- нравственного  мира человека.
  • Совершенствование форм и методов работы по формированию гражданско – патриотических качеств у обучающихся.

 

5. Развитие личностных и индивидуальных  способностей  обучающихся.

  • Создание условий в образовательном пространстве школы для проявления  и развития индивидуальных особенностей обучающихся в различных сферах социально- значимой деятельности.
  •     Привлечение  обучающихся к творческим конкурсам, олимпиадам, соревнованиям, интеллектуальным марафонам.
  • Создание  творческой  атмосферы в школе путем введения    факультативов, кружков.
  • Моделирование  учебно-воспитательного процесса как системы, помогающей саморазвитию, самоопределению личности.
  • Организация  публикаций творческих работ учителей и школьников  в методических изданиях и в местной прессе.
  • Совершенствование системы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних.
  • Совершенствование системы  работы с одарёнными детьми и молодёжью.

 

6. Развитие школьного самоуправления  обучающихся.

 

  • Совершенствование  общественных форм управления образованием, развитие ученического самоуправления.
  • Разработка локальных актов по ученическому самоуправлению.
  • Выявление реальных потребностей обучающихся, трансформирование этих потребностей в содержание деятельности.
  • Определение организационной структуры  ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы школьников.
  • Подведение итогов работы, анализ ее результатов.

 

7. Система взаимодействия и сотрудничества с семьей и социумом.

  • Совершенствование  методов и форм  работы с родителями.
  • Формирование  системы педагогических лекций, индивидуальных консультаций с психолого-педагогической службой, тематических родительских собраний, дней «открытых дверей», общешкольных собраний.
  • Повышение психолого-педагогических знаний родителей через курсы, лектории, конференции, открытые уроки, групповые мероприятия, индивидуальные консультации.

    Вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс через:

ü     родительские собрания;

ü     совместные спортивные и творческие дела;

ü     оказание помощи в укреплении материально-технической базы;

ü     организацию родительского  патруля;

ü    оказание индивидуального шефства над неблагополучными семьями.

ü     участие родителей и общественности в управлении школой через:

Ø     Управляющий совет;

Ø     Общешкольный родительский комитет;

  • Классные родительские комитеты

 

 

Механизмы реализации Программы

Педагогический коллектив строит воспитательный процесс исходя из следующих принципов обучения и воспитания:

1. Принцип личностного подхода. Согласно современным представлениям, его основными сторонами являются:

·     ценность личности, заключающаяся в самоценности ребенка;

·     уникальность личности, состоящая в признании индивидуальности каждого ребенка;

·     приоритет личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума;

·     субъективность учебно-воспитательного процесса, ориентация на внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни;

·     самореализация – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей;

·     социализация – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;

·     индивидуализация – развитие и продуктивно – творческое индивидуально – неповторимого потенциала личности.

2.  Принцип реальности предполагает тесную координацию целей и направлений воспитания и обучения с объективными тенденциями развития жизни общества, развития у обучающихся качеств, которые позволяют им успешно адаптироваться к трудностям и противоречиям современной жизни. В этой связи особое значение приобретают воспитание правовой и политической культуры личности на основе знания современного законодательного процесса, государственного устройства общества, конституционных прав, свобод и обязанностей.

 

3.  Принцип гуманности, предполагающий:

·     создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и достоинства личности ребенка, педагога;

·     формирование в школе действенной альтернативы тем тенденциям развития современной цивилизации в целом и российского общества в частности, которые разрушают человеческую личность (обстановка нетерпимости, насилия, экстремизм, жестокость, грубость, хамство, несправедливость в отношениях между личностями, народами, нациями);

·     развитие таких ценностей и приоритетов, как сохранение и развитие жизни на Земле, разумное отношение к природным богатствам Тюменской  области;

·     формирование  человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности, национального согласия, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, честности, порядочности, обеспечения свободы совести и вероисповедания.

·     создание действенной службы социально – педагогической и психологической помощи школьникам.

4.  Принцип демократичности, предполагающий организацию всей школьной деятельности на основе подходов, противоположных авторитарности, бюрократии, с одной стороны, и анархической вседозволенности – с другой, реализуется в системе обучения и воспитания через:

·     разработку системы локальных актов, определяющих содержание, цели, по определенным направлениям деятельности в школе;

·     создание отношений  в коллективе, на основе взаимного уважения прав и свобод учителей, учеников, родителей;

·     разработка и внедрение в школе ученического самоуправления, кодексов, уставов и правил поведения, устанавливающих взаимную ответственность членов коллектива в осуществлении личных прав и свобод;

·     развитие коллективных и коллегиальных начал управления и самоуправления школой с равноправным участием педагогов, родителей, обучающихся; постепенная передача полномочий администрации и педагогического коллектива детскому коллективу в работе по организации жизни школы, класса;

·     развитие гражданской инициативы, приобретение практического опыта участия в современных демократических процессах.

 

5.  Принцип научности, предполагающий:

·     развитие у обучающихся современного научного мировоззрения, понимание места и роли человека в мире, в обществе;

·     постоянное обновление содержания учебных программ и пособий, введение в региональный и школьный компоненты современных предметов и курсов гуманитарного и естественного цикла;

·     создание эффективной системы научно – методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции.

 

6.  Принцип  природосообразности: учёт в работе с детьми половозрастных, психофизиологических особенностей  обучающихся.

Предполагает основу на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что обучающихся обучают и воспитывают сообразно их полу, возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя.

 

7. Принцип эффективности социального взаимодействия:  учёт, использование в процессе воспитания среды (семьи, учреждений дополнительного образования, общественных организаций и другого окружения ученика). Предполагает воспитание в коллективах различного типа, расширение сферы общения,  формирование навыков социальной адаптации, самореализации.

 

Принцип культуросообразности  - заключается в том, что образование должно открывать ребёнку дверь в мировую культуру (основываться на культурных общечеловеческих ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.

 

Основные направления деятельности  программы воспитания:

 

В качестве основных направлений содержания воспитательной работы выделяем:

  1.  Интеллектуальное воспитание

Цель: развитие интеллекта. Воспитание социальной ответственности и компетентности через реализацию проекта «Сибирский характер»

- в создании книги интеллектуальных рекордов;

- в презентации образовательного маршрута своей семьи; класса

- в проведении конкурсов знатоков и интеллектуальных марафонов различного содержания;

- в создании галереи портретов выдающихся ученых;

- в презентации своего города как города науки и культуры;

- в проведении путешествий в страну знаний для младших и др.

- в проведении традиционного конкурса «Ученик года».

- защита ученических портфолио;

  1.  Гражданско – патриотическое воспитание;

Цель: формирование ценностного представления о любви к России, воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободе и обязанностям человека через реализацию проекта «Отечества достойные сыны»

- проекты социальной помощи ветеранам войны и труда в своём микрорайоне;

- проекты краеведческого содержания, изучения истории страны;

- помощи в восстановлении памятников культуры;

- проведения акций, творческих дел, посвященных государственным праздникам;

- изучения и развития этнокультурных традиций;

- пополнение школьного  музея;

- сотрудничества с различными общественными объединениями патриотической направленности;

- проведение традиционного месячника гражданско- патриотической работы.

3. Социокультурное и медиакультурное воспитание;

Цель: формирование у обучающихся толерантности, развитие опыта противостояния агрессии. Воспитание правильной позиции к межнациональным проявлениям.

- создание и реализация  проектов по различным направлениям;

- участие в различных конкурсах, акциях, конкурсах проектов  школьного и городского уровней и т.д.

- изучение и развитие этнокультурных традиций, бережного отношения к природе, родному краю;

- проектно - исследовательская деятельность.

- реализация классных  проектов по воспитательной работе по четырём  направлениям:

 

 4. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

Цель: формирование у обучающихся ценностного отношения к труду. Воспитание сознательного творческого отношения к образованию. Труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии. профессиональному самоопределению через реализацию проектов «Труд – это звучит гордо», «Стратегия жизни»

- презентации трудовых достижений своей семьи, жителей своего города;

- проведении трудовых акций, творческих конкурсов в разных видах трудовой деятельности;

- создании проектов, открывающих мир профессий;

- подготовке к профессиональной деятельности;

- сотрудничестве с коллективами производственных предприятий.

- участие в волонтерских движениях различной направленности (организация и проведение акций, выступлений агитбригад, изготовление и распространение листовок - по профилактике наркомании, алкоголизма, по соблюдению безопасности дорожного движения и т.д.);

- в рамках патроната совместное с социальными работниками осуществление посильной помощи социально незащищенным слоям населения своего района (престарелым, инвалидам и ветеранам в учреждениях социальной защиты населения и на дому, многодетным семьям, неполным семьям);

- участие в мероприятиях по поддержанию и функционированию общеобразовательных учреждений, оказание помощи в работе школьных музеев, библиотек, детских спортивных площадок и стадионов;

- участие в шефстве над воспитанниками учреждений дошкольного образования, младшими школьниками;

- работа в качестве интервьюеров при проведении опросов общественного мнения (проведение анкетирования в летний период среди детей и подростков по выявлению уровня удовлетворенности работой лагеря, проведенными мероприятиями и т.д.);

- помощь в организации и проведении массовых мероприятий в лагере с дневным пребыванием детей;

- создание школьных, классных сайтов, фильмов о школе;

 

5. Духовно-нравственное направление;

Цель: формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, этики. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического осознания через реализацию проекта «Нравственность – основа ответственности»

- творческие конкурсы;

- проекты в сфере литературного краеведения, создания художественных салонов, студий, персональных и коллективных художественных выставок;

- музыкальные фестивали;

- защиты проектов;

- традиционный фестиваль.

- КВН

6.  Здоровьесберегающее воспитание;

Цель: формирование у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни. Воспитание осознанного отношения к нравственному и физическому здоровью через реализацию проекта «Здоровая СИБИРЬ – будущее России!»

- проекты, направленные на благоустройство спортивных объектов;

- инициирование спортивных мероприятий, деятельности спортивных кружков и секций;

- изучение истории олимпийских игр;

- открытие школьной книги спортивных рекордов;

- создание спортивных биографий своей семьи, своего города, страны;

- спортивные кругосветки познавательного и творческого содержания;

- проведение конкурсов болельщиков;

- создание коллекций на спортивную тему;

- открытие школы выживания;

- проведение презентаций спортивных кумиров; конкурсов песен о спорте, фоторепортажей, рекламы различных видов спорта и др.;

- проведение недель здоровья, месячника спорта;

- участие в спортивных городских соревнованиях.

7. Культурологическое и эстетическое воспитание;

Цель: формирование у обучающихся основ эстетической культуры, красоты, гармонии и развитие индивидуальных творческих способностей. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, воспитание эстетической культуры через реализацию проекта «К родным истокам».

- проекты в сфере литературного краеведения, создания художественных салонов, студий, персональных и коллективных художественных выставок;

- музыкальные фестивали;

- защиты проектов;

- традиционный фестиваль.

- творческие отчёты, концерты.

8. Правовое воспитание и культура безопасности;

Цель: формирование правовой культуры и гражданской позиции. Воспитание дисциплинированной, свободной личности через реализацию проекта «Сибирский характер»

- классные часы;

- недели правовых знаний;

- круглые столы;

- межведомственные рейды;

- защиты проектов;

- семинары;

- встречи с представителями правоохранительных органов.

9. Воспитание семейных ценностей;

Цель: формирование представления о семье. Семейных традициях и ценностях; уважение родителей, забота о старших и младших. Воспитание осознанного отношения к проблемам семьи и близких.

- проекты, направленные на изучение родословной своей семьи;

- инициирование семейных конкурсов, соревнований, мероприятий;

- изучение истории своей семьи, семьи выдающихся людей;

- открытие школьной книги семейных династий, рекордов;

- участие в социальной рекламе «История семьи – история России»

- проведение семейных конкурсов «День семьи, любви и верности»

10.Экологическое воспитание;

Цель формирование ценностного отношения к природе, родной земле, к экологической культуре. Воспитание осознанного отношения к экологическим проблемам, формирование экологического мышления, принятие ответственности за своё здоровье и ценности здорового и безопасного образа жизни.

-экологические акции

-фотовыставки

-экологические субботники

-защита социальных проектов

Формы реализации основных направлений программы

 

1. Внедрение новых современных форм, методов, технологий.

2. Организация и проведение классных часов,  бесед, игр, соревнований,  диспутов, встреч,  мероприятий познавательного, творческого, спортивного характера.

3. Проведение традиционных праздников и декад.

4. Организация   интеллектуальных  игр, конкурсов, конференций, семинаров.

5. Проведение КТД, вечеров, концертов, презентаций.

6. Система спортивно- оздоровительной работы.

7. Организация работы школьных кружков, секций, клубов, расширение  различных образовательных услуг.

8.  Выставка творческих работ, проектов, проведение дней творчества, ярмарок.

9.  Организация шефской работы  над детьми – инвалидами, детьми из детского дома, ветеранами госпиталя для ветеранов, ветеранами микрорайона, малышами из детского дома.

10. Создание кабинетов: кабинета психологической разгрузки.

11.   Совершенствование и развитие  школьного самоуправления и соуправления.

12.  Осуществление мониторинга.

13. Проведение лекторий, собраний, конференций,  тренингов среди родителей и обучающихся.

14. Организация различных конкурсов между классами: «Класс года», «Самый здоровый класс», «Ученик года», и т.д.

15. Обновление материально – технической базы в школе

16. Введение новых форм работы: дискуссионные клубы, деловые игры, тренинги, дебаты, образовательные ток-шоу, профессиональные пробы и т.д. 

 

Воспитательная  программа школы предполагает следующие функции:

  • образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
  • воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
  • креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
  • компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
  • рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;
  • профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию; школа помогает выбрать учреждение дополнительного образования, где силами специалистов обнаруженные способности
  •  могут  получить дальнейшее развитие;
  •  интеграционная - создание единого образовательного пространства школы;
    функция социализации - освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
  • функция самореализации - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие. 

Педагогическими  теориями  и  ведущими  идеями  нашей программы воспитания являются:

 

- педагогика гуманизма

- педагогика сотрудничества

- педагогика общей заботы

Использование собственных технологий и разработок, а также идей таких  педагогов как  В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского, И.П. Иванова, Н.Е. Щурковой, Е.Н. Степанова.

 

Сеть отношений:

·        сотрудничество;

·        сотворчество;

·        соуправление.

  

Технологии:

·          инновационные технологии,

·          передовой педагогический опыт,

·          методика коллективной творческой деятельности.

 

 

 

 

Система контроля за выполнением  программы:

 

 Координацию и контроль за выполнением Программы осуществляет администрация школы, управляющий совет, общешкольный родительский комитет:

·     анализируется ход выполнения плана действий по реализации Программы;

·     вносятся предложения на педагогический и Управляющий  совет по его коррекции;

·     осуществляется информационное и методическое обеспечение реализации Программы;

·     осуществляется тематический, текущий, персональный и предупредительный контроль за деятельностью классных руководителей, классных коллективов и  обучающихся

Содержание воспитательной работы

  В качестве системообразующих определены следующие виды деятельности:

ü     исследовательская  деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии,
ü     художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям;
ü     спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической и высокой гигиене жизни,
ü     социально-значимая деятельность в виде самообслуживающего, общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям и прежде всего к самому себе;
ü     творческая  деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях,
ü     общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;
ü     свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком.

     проектная  деятельность, развивающая исследование, поиск

 

 

 

Виды внеучебной деятельности

 

 

Начальная школа:

- игровая деятельность

-интеллектуальная деятельность

-художественно-эстетическая

-социально- значимая  деятельность

-спортивная деятельность

 

Основное общее образование:

-  проектная деятельность

- исследовательская деятельность

- творческая деятельность

- спортивная деятельность

- социально- значимая деятельность

- художественно-эстетическое

 

Среднее полное общее образование:

- исследовательская деятельность

- деятельность по формированию своего профессионального, личностного и гражданского  самоопределения

- спортивная деятельность

- проектная деятельность

- социально- значимая деятельность

- творческая деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кадровое обеспечение программы

 

Исполнители

Качественный состав

Основная деятельность

1

Директор

высшая

 осуществляет контроль,  проводит совещания, планерки

2

Заместители директора

 3 (высшая)

 планируют  учебно- воспитательную работу в школе на учебный год, на текущий месяц, на каникулярное время с учётом социокультурных практик.

3

Педагог - организатор

 1 (вторая)

организует деятельность обучающихся по всем направлениям работы данной программы, с учётом их личной заинтересованности

4

Учителя - предметники

22

 проводят уроки, спецкурсы, дополнительные занятия, элективные курсы

5

Классные руководители

20 (16 – высшая, 7 – первая,  – 3 другая)

составляют план, программу воспитательной деятельности с учащимися с учётом направлений работы данной программы

6

Социально- психологическая работа

2

планируют и организуют деятельность учащихся по профилактике здорового образа жизни, обеспечивают участие детей из социально – неблагополучной среды в данной деятельности,

планируют и организуют диагностико – коррекционную работу с обучающимися и их родителями, что способствует повышению результативности учащихся в образовательном и воспитательном процессе.

7

Педагоги дополнительного образования

3 (вторая)

 составляют и реализуют программы досуговой работы,    осуществляют внеурочную  деятельность

8

Родительская общественность

25

 участвуют в работе конференций, клубов, лекторий,  помогают организовать внеурочную  деятельность через  кружки,  оказывают материальную  поддержку,  участвуют  в работе Управляющего  совета, консультационных  пунктов

 

 

 

Материально- техническая база

1. Классные кабинеты

2. Спортивный зал

3. Спортивная площадка

4.  Библиотека

5. Столовая – актовый зал

6. Компьютерный класс

7. Читальный зал

 

Состояние материально – технической базы школы

 

Зал, кабинеты, оборудование, техника

количество

оснащённость

спортивный зал

1

70%

столовая

1

100%

кабинеты

19

100%

кабинет информатики

1

70%

психолога

1

100%

социального педагога

1

100%

медицинский

1

100%

музей

1

 

компьютер

70

50%

видеомагнитофон

14

достаточное

телевизоры

14

достаточное

проекторы

3

недостаточное

Инвентарь для театрального кружка

1 комплект оркестра

50%

спортивный инвентарь (мячи, обручи)

 

100%

лыжи

150

50%

коньки

50

30%

 

 

 

Методическое обеспечение

Методическое обеспечение программы «Воспитание  личности в образовательном пространстве школы № 45» обеспечивает заместитель директора по воспитательной работе совместно с администрацией школы, родителями и всеми субъектами образовательного процесса.

 

Методическая работа осуществляется посредством следующих форм:

      -МО классных руководителей;

-педагогический совет;

-малый педагогический совет;

- планёрки;

-теоретические и практические семинары;

-творческие мастерские;

-образовательные лаборатории;

-презентация работы воспитателей и вожатых;

-разработка и защита социально- значимых проектов;

-психолого-педагогический консилиум;

-индивидуальные и групповые тематические консультации;

-наставничество

-конкурсы, презентации

-обобщение опыта

 

 

 

Факторы  риска

1. Низкая активность родительской общественности.

2. Капитальный ремонт школы.

3. «Форс-мажорные»  обстоятельства, вызванные природными катаклизмами

4. Недостаточное количество педагогических кадров.

5. Неготовность молодых специалистов к педагогической поддержке детей.

 

Смета расходов.

 

  1. Текущее финансирование.
  2. Спонсорские средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты    программы  воспитания

 

- будет  обновлена   открытая воспитательная система через развитие ресурсного или сетевого  взаимодействия образовательных учреждений разных типов;

- будет повышен уровень готовности обучающихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции с 65% до 80%;

-  будут созданы широкие возможности  для самореализации учителей и  обучающихся через участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях;

- будет повышен уровень воспитанности и социализированности  школьников;
- будут усовершенствованы формы работы с родителями;

- произойдёт снижение роста негативных явлений в детской среде;

- будет увеличено в среднем на 25 % количество участников и победителей предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей муниципального, регионального и всероссийского уровней

- будут внедрены в образовательный процесс новые технологии (проектная, исследовательская), позволяющие реализовать идеи компетентностного подхода;

- будет обновлена здоровьесберегающая программа  по оздоровлению;
- будет усовершенствована материально-техническая база для занятий физкультурой и спортом;

- будут усовершенствованы формы ученического самоуправления;
- повысится в целом информационно-коммуникационная и социальная компетентность обучающихся;

- будет расширена сфера и перечень реализуемых общедоступных дополнительных образовательных услуг, оказываемых школой и образовательными учреждениями дополнительного образования;

- процент охвата  обучающихся дополнительным образованием будет составлять 100% ;

- процент выпускников, осознанно поступающих в профессиональные учебные заведения в соответствии  со своими интересами, склонностями, возможностями и своей будущей профессиональной карьерой увеличится до 95 %;

-будет реализация классных комплексных образовательных программ, проектов в рамках общей программы внеучебной деятельности;

- будет создана эффективная система психолого – педагогического сопровождения допрофильной, предпрофильной и профильной подготовки одарённых детей;

- будет выстраивание образовательного процесса с учётом стандартов второго поколения;

-произойдёт  увеличение  обучающихся, владеющих     разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, широким кругозором.

-увеличение участников творческих, интеллектуальных конкурсов школьного, городского, областного уровня.

-повышение уровня нравственной культуры и толерантности.

 

 

Качественные изменения:

- обеспечение психолого – педагогической поддержки детей, формирование чувства психологического комфорта;

- повышение  уровня  образованности и творческого развития личности, готовности  выпускников к самостоятельному решению  значимых проблем;

- сохранение  и укрепление  здоровья, сформированности  физической и духовной культуры личности; положительная динамика состояния  здоровья детей при равных условиях обучения и при различных организациях образовательного процесса;

- повышение чувства гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека, уважение к своей семье и её традициям;

- развитие социально – ценностных форм досуга, оптимизация  социальной обстановки в микрорайоне;

- внедрение в практику ОУ технологий проектной, исследовательской деятельности обучающихся;

-стабильное сохранение контингента обучающихся в  образовательном  учреждении;

-повышение  эффективности  межведомственного взаимодействия в вопросах воспитания и работы с семьей по проблемам воспитания;

- снятие социальной напряженности (снижение уровня преступности учащихся, адресная социальная поддержка);

 

Количественные изменения:

-  положительная динамика степени школьной адаптации;

-  повышение  степени удовлетворённости школой обучающимися, родителями, педагогами до 80%;

- повышение общественной активности участников образовательного процесса;

- повышение уровня воспитанности и социализированности личности обучающегося до 75%; уровня нравственности и патриотизма до 80%;

- расширение  базы социокультурных и социально-значимых  практик;

-  снижение  уровня правонарушений до 0;

- положительная динамика развития межличностных отношений;

- увеличение количества призёров различных конкурсов, олимпиад муниципального, регионального, всероссийского уровня до 10%;

- увеличение количества выпускников, поступающих на бюджетные места в вузах до 60%

- увеличение количества программ дополнительного образования в школе и обеспечение в них  100% занятости обучающихся.

Критерии и показатели эффективности реализации программы

 

Критерии

Показатели

Методика изучения

Формирование социально- активной личности

1. Повышение активности, нравственности, социальной адаптированности.

2.Реализация творческих способностей ребёнка

3. Правовое самосознание детей и подростков разных категорий

4. Соответствие услуг системы дополнительного образования потребностям и интересам детей

5. Повышение духовной культуры обучающихся через формирование у них позитивного отношения к культуре  и традициям своей Родины, других народов

6.Увеличение включённости обучающихся в самоуправленческую деятельность, расширение дополнительного образования в школе

 

1.Сформированность отношения к Родине, обществу, семье, школе, классу, себе, природе, учёбе и труду.

2.Выбор нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения

3. Уровень адаптированности, социальной активности, автономности, нравственности

4. Количество  и качество проводимых познавательных, развлекательных, социально – значимых мероприятий.

5. Личная заинтересованность (%  участия) детей и подростков   организации и проведении КТД.

6. Расширение дополнительного образования в школе; количественный показатель участия детей в кружках, клубах, секциях.

7. Реализация социально – значимых проектов.

8. Уровень нравственности

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Тест Н.Е. Щурковой «Размышления о жизненном опыте младших школьников» (анкета по выявлению уровня воспитанности школьника).

2.Уровень воспитанности (Н.П. Капустин)

3.Методика изучения социализированности личности обучающихся (М.И. Рожков)

4. Анкетирование

5. Наблюдение

6. Уровень подготовки и проведения мероприятий различного уровня.  Итоговые выставки, концерты, конкурсы, участие в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и смотрах.

7. Статистические данные о занятости детей дополнительным образованием.

8. Рейтинг популярности творческих мероприятий, конкурсов, клубов, студий.

9. Анкетирование

10.Методика определения способностей к самоуправлению (по В.А. Андрееву)

 

 

 

 

Профилактика  правонарушений и подростковой агрессии

1.Система   работы  по профилактике правонарушений  среди обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Формы и содержание профилактической работы

1.Снижение асоциального поведения обучающихся

2.Отсутствие конфликтных ситуаций

3. Количество совершённых правонарушений

4. Количество обучающихся, стоящих на различных видах учёта,

5. Количество обучающихся, занятых досуговой деятельностью

6. Отсутствие случаев детского дорожно- транспортного травматизма.

1. Наличие плана работы по профилактике  правонарушений  и снижению асоциального поведения детей и подростков.

2. Разработка и реализация индивидуальных траекторий развития и воспитания детей учётных категорий

3. Формирование культуры ЗБОЖ

1.Статистические данные

2. Олимпиада по ПДД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Качество содержания плана мероприятий, уровень социально – педагогических программ индивидуального сопровождения детей и подростков

2. Анализ данных уровня развития социальной активности личности

3. Анализ уровня и качества проведения мероприятий, направленных на формирование ценности ЗБОЖ.

Удовлетворённость образовательным учреждением

Повышение удовлетворённости всех участников образовательного учреждения.

1.Комфортность, защищённость личности обучающегося, его отношения к основным сторонам жизнедеятельности  в школе.

2.Удовлетворённость родителей результатами обучения и воспитания своего ребёнка, его положением в школьном коллективе

3.Удовлетворённость педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности.

1.Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью»

2.Методика Е.Н. Степановой для исследования удовлетворённости педагогов и  родителей

Состояние воспитания в семье

Повышение уровня активности в семье

1. Социаметрия  семьи;

2. Исследование межличностных отношений ребенка с родителями

3. Определение психологической атмосферы в семье

4. Степень участия родителей в жизнедеятельности образовательного учреждения

1.Диагностика   (Варга-Столина);

2. Анкетирование

3. Диагностика

4. Наблюдение

5. Количество родителей, участвующих в управлении школой, в жизнедеятельности школы

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся

Состояние общешкольного физического развития обучающихся в школе

1. Диагностика физического развития обучающихся, педагогов

2. Участие детей в спортивно –массовых мероприятиях.

3. Питание детей.

1.Показатели физической подготовки, показатели здоровья

2.Отсутствие травм

3.Анкетирование

Развитие коммуникативных навыков и толерантности

Приобретение практических умений  и навыков эффективной  коммуникации, самоконтроля

1.Самооценка

2.Межличностные отношения

3.Формирование ценностных ориентаций

4.Наличие мотивации на познавательную деятельность

5.Наличие положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях

1.Анкетирование

2.Наблюдение

3.Социально – психологическое консультирование

       

 

 

 

 

 

Мониторинг реализации Программы воспитания

 

Реализация программы  воспитания школы предполагает:

- мониторинг потребностей школьного социума

- мониторинг обучающихся, родителей, педагогов  удовлетворённостью и результативностью работы образовательного учреждения

- изучение микросоциума школы и класса

- профориентационная  предпрофильная  диагностика

- психолого -  педагогическая диагностика  обучающихся

- психологическое сопровождение   школьников  в УВП

- мониторинг воспитанности  и социализированности  обучающихся.

-состояние физического развития обучающихся в школе;

- уровень развития самоуправления в классных коллективах;

-занятость обучающихся досуговой, внеурочной деятельностью;

- уровень профилактической работы в школе;

- количество участников конкурсов, олимпиад на муниципальном, региональном и всероссийском уровне

 

 

Список литературы

  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников (Методический конструктор). – М., Просвещение, 2011.
  2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование – Под редакцией В.А.Горского, М., Просвещение, 2011.

3. «Педагогическая диагностика успешности» разработана авторами УМК:          Л.Е. Журовой, М.И. Кузнецовой, А.О.Евдокимовой, Е.Э.Кочуровой. См. Беседы с учителем. Методика обучения. Первый, третий, четвертый класс четырехлетней начальной школы/ Под ред. Л.Е. Журовой. — М.: Вентана-граф, 2008; Ответы на вопросы: Проект «Начальная школа XXIвека»: Вып. 3. — М.: Вентана-граф, 2001.

4. См: Готов ли ребенок к школе? В Кн. Беседы с учителем: Первый класс четырёхлетней начальной школы/Под ред. Л.Е.Журовой.— М.: Вентана-Граф, 2008.

5.Учим учиться. В кн. Беседы с учителем: Второй класс четырёхлетней начальной школы/Под ред. Л.Е.Журовой.– М.: Вентана-Граф., 2008.

6.О чем нам может рассказать педагогическая диагностика /в кн. Беседы с учителем: Четвертый класс четырёхлетней начальной школы/Под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2008.

 

← Назад Вперед →

Фотогалерея